Анамнез итальянского дизайна



Столько в мире прекрасных стран, в которых есть удивительные города. В этих городах есть не менее удивительные здания, а в зданиях прячутся от всеобщего обозрения предметы малых архитектурных форм. Это мебель, текстиль и декор. 

Титульный зачинщик мебельного дизайна - Италия. Затягивать узел на карте, итальянцы начали еще до Второй Мировой, но вот после ее окончания делу развития дизайна в стране дали приток свежего воздуха. 

Рупоры итальянских проектировщиков - журналы Domus и Casabella. Обложки ранних номеров 1928 и 1929 гг. В изданиях прослеживалось влияние группы "Новоченто" основанной Маргаритой Царфати (возлюбленная дуче) поэтому трудно отделить именно дизайнерскую составляющую в статьях. До сих пор журналы издаются и имеют веб версии. 
После войны итальянцы переживают промышленный бум. Нужно было устраивать быт. Пить кофе из красивых кофемашин, сидеть на красивых креслах, наступать на интересные ковры и открывать нарядные комоды и шкафы, а самое главное готовить на правильных и красивых кухнях. 

Стул "Superleggera" спроектированный дедушкой итальянского дизайна Джо Понти в 1955. Такой супер легкий стул (1.7 кг) было удобно выносить на узкие итальянские улочки и приставлять их к кофейным столикам, это могли делать и женщины и дети, так как после войны с мужчинами было туго. Фабрика Cassina с 1957 года обладает правом издавать этот стул в 22 вариантах обивки. Вот оно торжество функционального модернизма 40-50-х гг. в Италии. 
Причины по которым Италия является передовой страной в дизайне, на мой взгляд, три. Первая - это язык. Итальянец с первых дней жизни слышит прекрасный и мелодичный набор звуков. Сам язык очень жив. С его помощью можно легко выражать и передавать мысли. Свобода этого языка рождает свободу дум и действий.


Precipitevolissimevolmente - самое длинное слово в итальянском языке, Оно содержит 26 букв и переводится на русский как "очень быстро" или "страшно быстро".Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0


Вторая причина - это еда. Обилие вина, оливкового масла, сыров, морепродуктов сделало рацион итальянца богатым и насыщенным. Омега 3 кислоты, большие группы витаминов и минералов, различные полезные кислоты и т.п. - все это можно без особого труда найти в итальянской еде. Такое питание развивает пластичность мозга, когнитивные процессы улучшаются и как следствие пространственное мышление работает в разы лучше. 


UNESCO включило средиземноморский рацион в список нематериального  культурного наследия мира. В состав питания итальянцев входят: фрукты, овощи, хлеб и зерновые, бобовые, орехи и семечки, оливковое масло, морепродукты, молочные продукты, мясо птицы, говядина, яйца и вина. Все это воспитанно под нежным итальянским солнцем и обласкано солоноватым ветерком. 
Третьей причиной я обозначу наследие, а именно, неповторимую архитектуру городов, музыку (все термины в музыке пришли с итальянского языка), скульптуру и живопись, кино и театр. Италия возглавляет рейтинг стран с наибольшим количеством объектов включенных в список всемирного наследия. Рим, Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Генуя, Турин - каждый город, да что там, каждая деревушка - уникальны, неповторимы, неописуемы. 



Благодаря именно этим трем факторам мы можем изучать великолепный итальянский дизайн. Но было еще кое-что - i saloni. После войны в Италии продолжали господствовать мелкие краснодеревщики и столяры, а датские, шведские и финские мебельщики состояли в лидерах экспорта мебели. Озабоченный состоянием дел Джованни Понти написал в журнале il mobile italiano в 1958 г., что пока итальянские фабрики не начнут сотрудничать с архитекторами и дизайнерами, Скандинавия всегда будет первой в дизайне. 


Оргкомитет первого мебельного салона в Милане. Основных деятелей я подписал. Например Тито Армелини - ген директор выставочного комитета Cosmit и председатель Federlegno (своего рода федерация мебельщиков) вместе со своим помощником (вице-президент федерации) Анджело де Баггисом в 1960 посетили Кёльнскую выставку и там обсудили возможность учредить в 1961 в Милане собственную выставку. Что они собственно и сделали. 
На первом миланском салоне было представлено 328 компаний, на площади 11 860 метров кв., посетило выставку 12 100 человек, включая 800 иностранцев. Последняя выставка, прошедшая в апреле этого года, собрала 372 151 человека, 2407 участников и расположилась на площади 207 000 кв.м.

И все же развитие шло медленно. И вот в 1965 г. оргкомитет Cosmit решает выделить под современный дизайн целый этаж выставки (павильон 30/3). И это, как оказалось, стало решающим фактором в становлении итальянского дизайна. Все современные мебельные издания Европы и США (Home Furnishing Daily - Нью-йорк, Echo du Meuble - Брюссель, Meubles et decors - Париж заговорили об итальянском ноу-хау, журналисты, дилеры и зеваки спешили в тридцатый павильон. 


Подогрела общемировую полемику по поводу итальянской мебели, прошедшая в 1972 году в Нью-Йорке в центре современного искусства, выставка "Италия: новый домашний пейзаж".  Дальнейший успех выставки был предсказуем. 
Помимо проведения выставки, которая после 1965 года начала приносить первые ощутимые плоды, необходимы были имена дизайнеров, которые творили для фабрик. Хэдлайнер списка итальянских дизайнеров - Джо Понти. Это он организовал известный на весь мир журнал "Домус" совместно со своим флорентийским другом-журналистом Уго Оджи. В 1954 г. совместно с Альберто Россели учредил премию Compasso d'oro. Дедушка Джо был самым "первым" дизайнером. Его приглашали работать по всему миру. Архитектура, мебель, дизайн текстиля и посуды. Если бывали в Милане, то на выходе из здания жд вокзала стоит небоскреб Pirelli, один из символов Милана, так вот автор этого произведения все тот же Понти. 


«60 лет архитектурной работы в 13 странах, 24 года публичных лекций, 25 лет преподавательской деятельности, 50 лет редакционной работы, более 2000 статей, 120 проектов, тысячи архитектурных этюдов – всего много и все из одного человека» - дочь Лиза о своем отце. 
Хотелось поблагодарить Molteni&C за переиздание мебели по эскизам Джо (http://sredadoma.blogspot.com.by/2016/08/blog-post.html). 

Эпоха функционального модернизма закончилась в 60-х, с приходом экспериментального дизайна. В то время большое внимание уделялось материалу, и все авангардные дизайнеры того времени искали тот "лучший" для себя материал, которым можно было "сотворить" любую форму. Предметы 60-х гг. мало чем отличаются от предметов искусства поп-арт. 


Кресло UP5 Donna, разработанное Гаэтано Пеше (основоположник «эмоционального» и «поведенческого» дизайна внизу на фото) с оттоманкой в виде привязанного шара, как символ несвободы женщины. Кресло имело большой успех. Материал полиуретан. Кресла продавались в сплющенном виде. 


Эра долговечных предметов закончилась. В поп-арте акцент смещен на "сегодня использовал, а завтра выбросил". Сам стиль был по своей философии использования близок к молодежи. Поэтому итальянские дизайнеры быстро переориентировались в сторону цветных, эксцентричных и пластмассовых изделий. Отличным примером стиля может служить студия трех итальянских (уже, к сожалению двух) дизайнеров Джонатана Де Паса, Донато Д'Урбино и Паоло Ломацци (Studio D'Urbino Lomazzi). 





Двухместное кресло в виде перчатки для бейсбола. В то время американский стиль жизни старались внести в каждый дом, и конечно, такое молодежное кресло имело большой успех в среде итальянских студентов и прогрессивной молодежи. Сидеть в такой перчатке с девушкой было сродни прокатиться на феррари кабрио по улицам Бергамо. Студия D'Urbino Lomazzi.
И конечно, Энцо Мари - величайший итальянский дизайнер, который мог предъявить авторские права на 1700 изделий. Его можно смело назвать самым мыслящим дизайнером в Италии. Может потому, что он целый год работал над дизайном пепельницы. Это он в 1963г. организовал радикальное общество дизайнеров Nuove Tendenzen. Но позже все же остался верен своим принципам в дизайне. Ему присудили 3 Золотых циркуля, а всего у него более 40 архитектурных и дизайнерских наград.


Стулья Sof Sof, для итальянской фабрики Driade. Разработаны в далеком 1972 г., а переизданы в 2015, дизайн Э. Мари вне времени. Конструкция состоит из 9 стальных колец и двух подушек. 
Переход от поп-арт в 70-е произошел практически незаметно. На смену экспериментальному, пришёл дизайн радикальный. Центрами нового течения в Италии стали три города: Милан, Турин и Флоренция. Именно в них молодежь искала антидизайн, вместо "bel cosa" (хорошая вещь) создавались иррациональные и непредсказуемые вещи и даже поведение (т.н. "дизайн без вещей"). В то время модно было объединяться в бунтарские группы: Archizoom, Superstudio, UFO , «Группа 9999» , школа-лаборатория "GLOBAL TOOLS" (все флорентийские).


Алессандро Мендини с "Золотым циркулем" - самая престижная премия в Итальянской республике в области архитектуры и предметного дизайна. Все предметы получившие ее, автоматически попадают в список национального наследия. Мендини также был вхож в антидизайнерскую группу Глобал Тулс и являлся редактором журналов “Casabella”, “Modo” и “Domus”. 
Кресло "Пруст" 


Мендини, вдохновленный творением Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и восхищаясь пуантилизмом Поля Синьяка являет миру очаровательное кресло “Proust”. Спроектированное и реализованное миланской группой Alchimia для Алмазного дворца расположенного на перекрестке Ангелов в городе Ферара. «Я взял кресло XVIII века, а для обивки использовал пейзаж Поля Синьяка «Луг» - говорит Алессандро . Это простое и сложное одновременно творение Алессандро Мендини выкупила компания Cappellini.  2005-м вышел новый ремейк: выросшее до гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, а в 2011 году Magis выпустил коллекцию пластиковых Прустов для дома и луга: белых, черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. В 2014-м компания Robot City представила очередную версию «Пруста» из цельного куска белого каррарского мрамора.



























Комментарии