Анамнез итальянского дизайна
Столько
в мире прекрасных стран, в которых есть удивительные города. В этих городах
есть не менее удивительные здания, а в зданиях прячутся от всеобщего обозрения
предметы малых архитектурных форм. Это мебель, текстиль и декор.
Титульный зачинщик мебельного дизайна - Италия. Затягивать узел на карте, итальянцы начали еще до Второй Мировой, но вот после ее окончания делу развития дизайна в стране дали приток свежего воздуха.
После войны итальянцы переживают промышленный бум. Нужно было устраивать быт. Пить кофе из красивых кофемашин, сидеть на красивых креслах, наступать на интересные ковры и открывать нарядные комоды и шкафы, а самое главное готовить на правильных и красивых кухнях.
Причины по которым Италия является передовой страной в дизайне, на мой взгляд, три. Первая - это язык. Итальянец с первых дней жизни слышит прекрасный и мелодичный набор звуков. Сам язык очень жив. С его помощью можно легко выражать и передавать мысли. Свобода этого языка рождает свободу дум и действий.
Вторая причина - это еда. Обилие вина, оливкового масла, сыров, морепродуктов сделало рацион итальянца богатым и насыщенным. Омега 3 кислоты, большие группы витаминов и минералов, различные полезные кислоты и т.п. - все это можно без особого труда найти в итальянской еде. Такое питание развивает пластичность мозга, когнитивные процессы улучшаются и как следствие пространственное мышление работает в разы лучше.
Третьей причиной я обозначу наследие, а именно, неповторимую архитектуру городов, музыку (все термины в музыке пришли с итальянского языка), скульптуру и живопись, кино и театр. Италия возглавляет рейтинг стран с наибольшим количеством объектов включенных в список всемирного наследия. Рим, Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Генуя, Турин - каждый город, да что там, каждая деревушка - уникальны, неповторимы, неописуемы.
Благодаря именно этим трем факторам мы можем изучать великолепный итальянский дизайн. Но было еще кое-что - i saloni. После войны в Италии продолжали господствовать мелкие краснодеревщики и столяры, а датские, шведские и финские мебельщики состояли в лидерах экспорта мебели. Озабоченный состоянием дел Джованни Понти написал в журнале il mobile italiano в 1958 г., что пока итальянские фабрики не начнут сотрудничать с архитекторами и дизайнерами, Скандинавия всегда будет первой в дизайне.
Precipitevolissimevolmente - самое длинное слово в итальянском языке, Оно содержит 26 букв и переводится на русский как "очень быстро" или "страшно быстро".Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 |
Третьей причиной я обозначу наследие, а именно, неповторимую архитектуру городов, музыку (все термины в музыке пришли с итальянского языка), скульптуру и живопись, кино и театр. Италия возглавляет рейтинг стран с наибольшим количеством объектов включенных в список всемирного наследия. Рим, Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Генуя, Турин - каждый город, да что там, каждая деревушка - уникальны, неповторимы, неописуемы.
Благодаря именно этим трем факторам мы можем изучать великолепный итальянский дизайн. Но было еще кое-что - i saloni. После войны в Италии продолжали господствовать мелкие краснодеревщики и столяры, а датские, шведские и финские мебельщики состояли в лидерах экспорта мебели. Озабоченный состоянием дел Джованни Понти написал в журнале il mobile italiano в 1958 г., что пока итальянские фабрики не начнут сотрудничать с архитекторами и дизайнерами, Скандинавия всегда будет первой в дизайне.
На первом миланском салоне было представлено 328 компаний, на площади 11 860 метров кв., посетило выставку 12 100 человек, включая 800 иностранцев. Последняя выставка, прошедшая в апреле этого года, собрала 372 151 человека, 2407 участников и расположилась на площади 207 000 кв.м.
И все же развитие шло медленно. И вот в 1965 г. оргкомитет Cosmit решает выделить под современный дизайн целый этаж выставки (павильон 30/3). И это, как оказалось, стало решающим фактором в становлении итальянского дизайна. Все современные мебельные издания Европы и США (Home Furnishing Daily - Нью-йорк, Echo du Meuble - Брюссель, Meubles et decors - Париж) заговорили об итальянском ноу-хау, журналисты, дилеры и зеваки спешили в тридцатый павильон.
Помимо проведения выставки, которая после 1965 года начала приносить первые ощутимые плоды, необходимы были имена дизайнеров, которые творили для фабрик. Хэдлайнер списка итальянских дизайнеров - Джо Понти. Это он организовал известный на весь мир журнал "Домус" совместно со своим флорентийским другом-журналистом Уго Оджи. В 1954 г. совместно с Альберто Россели учредил премию Compasso d'oro. Дедушка Джо был самым "первым" дизайнером. Его приглашали работать по всему миру. Архитектура, мебель, дизайн текстиля и посуды. Если бывали в Милане, то на выходе из здания жд вокзала стоит небоскреб Pirelli, один из символов Милана, так вот автор этого произведения все тот же Понти.
Хотелось поблагодарить Molteni&C за переиздание мебели по эскизам Джо (http://sredadoma.blogspot.com.by/2016/08/blog-post.html).
Эпоха функционального модернизма закончилась в 60-х, с приходом экспериментального дизайна. В то время большое внимание уделялось материалу, и все авангардные дизайнеры того времени искали тот "лучший" для себя материал, которым можно было "сотворить" любую форму. Предметы 60-х гг. мало чем отличаются от предметов искусства поп-арт.
Эра долговечных предметов закончилась. В поп-арте акцент смещен на "сегодня использовал, а завтра выбросил". Сам стиль был по своей философии использования близок к молодежи. Поэтому итальянские дизайнеры быстро переориентировались в сторону цветных, эксцентричных и пластмассовых изделий. Отличным примером стиля может служить студия трех итальянских (уже, к сожалению двух) дизайнеров Джонатана Де Паса, Донато Д'Урбино и Паоло Ломацци (Studio D'Urbino Lomazzi).
И конечно, Энцо Мари - величайший итальянский дизайнер, который мог предъявить авторские права на 1700 изделий. Его можно смело назвать самым мыслящим дизайнером в Италии. Может потому, что он целый год работал над дизайном пепельницы. Это он в 1963г. организовал радикальное общество дизайнеров Nuove Tendenzen. Но позже все же остался верен своим принципам в дизайне. Ему присудили 3 Золотых циркуля, а всего у него более 40 архитектурных и дизайнерских наград.
Стулья Sof Sof, для итальянской фабрики Driade. Разработаны в далеком 1972 г., а переизданы в 2015, дизайн Э. Мари вне времени. Конструкция состоит из 9 стальных колец и двух подушек. |
Кресло "Пруст" |
Мендини, вдохновленный творением
Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и восхищаясь пуантилизмом Поля
Синьяка являет миру очаровательное кресло “Proust”. Спроектированное и реализованное миланской группой Alchimia для Алмазного дворца расположенного на
перекрестке Ангелов в городе Ферара. «Я взял кресло XVIII века, а
для обивки использовал пейзаж Поля Синьяка «Луг» - говорит Алессандро . Это простое и сложное
одновременно творение Алессандро Мендини выкупила компания Cappellini. 2005-м вышел новый ремейк: выросшее до
гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, а в 2011
году Magis выпустил коллекцию пластиковых Прустов для дома и луга: белых,
черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. В 2014-м компания
Robot City представила очередную версию «Пруста» из цельного куска белого
каррарского мрамора.
Комментарии
Отправить комментарий